Вокруг Тесницкого леса
Вокруг Тесницкого леса
Тесницкий лес, что под Тулой, - это тот же Бутовский полигон, только меньшего масштаба. Обнаруженный членами Тульского отделения общества «Мемориал» вместе с сотрудниками прокуратуры и местными властями, он стал поистине всенародным памятником скорби и поклонения.
Вначале появился поклонный крест, к нему вокруг и в разных местах этого сумрачного леса (ведь здесь сокрыты землей и временем свыше сорока массовых захоронений, по самому скромному счету - более двух с половиной тысяч жертв) присовокупились кресты, скромные памятники и просто памятные таблички, поставленные потомками и родственниками упокоившихся здесь жертв репрессий.
Более четверти века, столько, сколько существует «Тульский мемориал», сюда совершаются паломничества. Ведь здесь захоронены представители десятков национальностей, в том числе иностранцы. «Объект», стало быть, без преувеличения, интернациональный. Покоятся здесь новомученики-монахи Оптиной пустыни и герои первой мировой войны…
И что важно, работа по увековечению памяти жертв репрессий во всех ее ипостасях (от публикаций вновь открывающихся списков, оплаты аренды помещения до изыскания средств на издание Книги памяти) велась всегда в добром согласии с органами УВД, местными властями и епархией… Проблем и непонимания в контактах не было. Как вдруг…
28 марта 2017 г. в областных СМИ появилось не сообщение даже, а практически простое объявление, с предложением потомкам и родственникам жертв репрессий, захороненных в Тесницком лесу, демонтировать установленные всякого рода памятные знаки.
По инициативе губернатора Дюмина Алексея Геннадьевича и с согласия главы Тульской митрополии Владыки Алексия в течение лета в Тесницком лесу будет построен современный мемориальный комплекс. Прилагалась компьютерная картинка проекта – нечто в европейском стиле: бетонная полоса, по бокам фонари и каменные лавки, в перспективе некий монумент…
Мы посчитали это странным ответом на наше обращение в министерство культуры (от 24 марта 2017 г.) с просьбой о присвоении Тесницкому лесу статуса памятника культуры федерального значения. И странно было то, что ни у губернатора, ни у Владыки не возникло даже мысли посоветоваться с народом… Естественно, масса звонков, коллективные письма и, наконец, встреча представителей «Мемориала» с руководством епархии, в министерстве культуры …
В данный момент идет консолидация действий всех сторон, заинтересованных в реконструкции Тесницкого леса, как памятника жертвам репрессий. Хочется надеяться, что подобного «кавалерийского наскока» больше не повторится.
Надежда Тюленева, Тульский Мемориал