Антирелигиозная политика советского государства в 1920-1930-е гг.

  Евсеева Татьяна Ильинична
главный методист
ОНИиМР ГУ ГАТО

 

Антирелигиозная политика советского государства в 1920-1930-е гг.
(по документам ГУ ГАТО)

 

С первых дней установления советской власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. В декабре 1917 г. церковно-приходские школы передаются в ведение Народного Комиссариата просвещения РСФСР, аннулируется церковный брак и вводится брак гражданский. С января 1918 г. прекращается выдача средств на содержание церквей, часовен, священнослужителей, законоучителей, на совершение церковных обрядов.
Положения декрета СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» получили законодательное закрепление в первой советской Конституции РСФСР 1918 г., провозгласившей свободу «религиозной и антирелигиозной пропаганды» и лишившей «монахов и духовных служителей церквей и религиозных культов избирательных прав и прав гражданства» (ст.ст. 64, 65). В знак протеста верующие во многих городах России провели крестные ходы. Крестный ход в Туле в феврале 1918 г. был расстрелян красногвардейцами.


Первые документы в фондах тульских партийных организаций по вопросам религиозной политики датированы августом 1918 г. В документах ГУ ГАТО содержится информация о силе народного противостояния разрушительным действиям новой власти, о чем можно судить по ежемесячным докладам председателей уездных комитетов РКП(б) в губернский комитет партии об обстановке в уездах, о поведении духовенства и верующего населения. Тульский губком партии циркулярно предписывает наказывать коммунистов, принимающих участие в праздновании Пасхи и Рождества, выполняющих религиозные обряды (венчания, крещения и др.). В архиве сохранилось личное дело коммуниста, крестившего своего ребенка.


7 сентября 1921 г. на заседании Президиума Тулгубисполкома приняли постановление о ликвидации всех монастырей, находившихся в пределах Тульской губернии. Были созданы ликвидационные комиссии, составлены списки монашествующих и насельников монастырей. В 1920 г. по населенным пунктам Тульской губернии агитаторами распространялась «Религиозная брошюра», очерняющая духовенство и монашество. В архивных документах отражены действия партийных органов по проведению в январе-феврале 1922 г. религиозных диспутов для населения с целью дискредитировать духовенство, посеять раскол среди верующих. Тульская Чрезвычайная Комиссия получает указание губкома партии о контроле содержания проповедей священнослужителей.


Документы ГУ ГАТО отражают деятельность губернской комиссии по изъятию церковных ценностей: описи изъятых в мае 1922 г. ценностей в храмах Тульской епархии. После ареста 9 мая 1922 г. Святейшего Патриарха Тихона начались показательные судебные процессы над священнослужителями. Ярким примером является процесс над епископом Иувеналием (Масловским) в г. Туле. Судьба Казанской церкви г. Тулы решилась на заседании Президиума Тульского губисполкома 31 марта 1923 года. Местные власти припомнили, что при изъятии ценностей из храмов города Тулы наиболее крупное сопротивление было оказано церковным советом Казанской церкви. Прихожане требование властей по сдаче в Губфинотдел церковных ценностей выполнили лишь по третьему предложению. Помимо этого, духовенством Казанской церкви на Пасху 1922 г. «...при непосредственном участии быв. местного архиерея Ювеналия, было совершено мошенничество в деле явления на колокольне этой церкви чудотворной иконы...» Для руководства города Казанская церковь являлась контрреволюционным очагом, объединявшим все антисоветские силы города. Власти опасались открытия храма, потому что «враждебные новой власти силы опять соберутся вокруг Казанской церкви» и начнут «вести агитацию против Советской власти, скрывая свою преступную деятельность под ширмами религии». Революционно настроенные слои населения требовали расправы над тульским духовенством. Епископ Ювеналий был осужден на 10 лет со строгой изоляцией, протоиерей Успенский и сторож Кузьминов - на 5 лет, а протоиерей Алявдин - на 1 год. Все остальные, проходившие по делу, отделались условными сроками. Владыка и священники были заключены в Тульский исправдом. Было решено Казанскую церковь не открывать, а передать коллективу работников милиции, подавших соответствующее заявление. До наших дней здание храма не сохранилось.


В 1923-1925 гг. в Туле была закрыта Александро-Невская церковь, объявленная «контрреволюционной», проводились массовые аресты «нелояльных» к советской власти священнослужителей, в их числе настоятель храма Двенадцати святых Апостолов протоиерей П. И. Павлушков.
В 1925-1928 гг. предпринимались активные попытки придать массовость антирелигиозной организации «Союз воинствующих безбожников», усилить антирелигиозную агитационно-пропагандистскую работу среди учащихся, рабочих и крестьян, сохраняющих старый уклад жизни, посещающих храмы и монастыри.


Гонения на Церковь, в том числе в Тульской области, получили новый размах после принятия в апреле 1929 г. совместного постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», передавшего всю полноту регулирования государственно-церковных отношений органам НКВД. На территориях повсеместно закрытых монастырей размещались колонии малолетних беспризорников, преступников, общежития, мастерские. Информационные сводки Тульского окружкома ВКП(б), направляемые в высшие инстанции, содержат сообщения о том, что сами крестьяне на своих собраниях принимают постановления о закрытии церквей. Однако в это же время в документах зафиксирована информация о нарастающем народном сопротивлении. Протесты священнослужителей и прихожан вспыхивали то в одном, то в другом месте. Документы свидетельствуют о том, что жители г. Ефремова заставили власти приостановить исполнение принятого решения райисполкома о закрытии кладбищенской церкви.


Постановление ЦИК и СНК СССР «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» от 11 февраля 1930 г. инициировало новую волну арестов священнослужителей. В ГУ ГАТО хранятся списки репрессированных в 1931 г. монахинь Тульского Успенского женского монастыря, священников, служивших в храмах г. Тулы, а также списки арестованных и осужденных духовных лиц в период 1931-1937 гг.
18 мая 1935 г. был упразднен Временный Патриарший Священный Синод. Сталинская Конституция СССР 1936 г. фактически запретила любые религиозные проявления вне культовых зданий (ст. 4). Наступление на Церковь продолжилось с новой силой. В стране разворачивался массовый террор. В тульских райкомах партии состоялись пленумы, принявшие постановления об усилении партийной пропаганды и антирелигиозной работы, проведении антипасхальных и антирождественских кампаний. В 1937-1938 гг. начались массовые аресты и расстрелы монашествующих и священнослужителей, в их числе протоиерей П. И. Павлушков, преподобномученик Серафим (Гущин С. Г.), иеромонах Никандр (Чувенков Н. А.), игумен Спиридон (Елагин С. Г.), иеродиакон Вадим (Антонов Г. Ф.) и др.


Борьба с религией способствовала укоренению в менталитете общества взгляда на религиозную обрядность как на аномалию социальной жизни; на духовенство - как врага советского строя, верующих - «темную», «малограмотную», «одурманенную попами массу», неполноценную во всех отношениях. Апогеем антирелигиозных кампаний стало физическое уничтожение в ходе политических репрессий значительной части духовенства и актива верующих Тульской епархии.