Бутовский полигон:мемориализация…

Протоиерей
К. Г. Каледа
г. Москва

 

Бутовский полигон: история и мемориализация

        
   Бутовский полигон — крупнейшее в Центральной России место массовых расстрелов и захоронений жертв террора середины ХХ столетия.

   Он расположен у южной окраины Москвы. В настоящее время граница города проходит прямо по границе бывшей спецзоны, но в середине ХХ в. граница Москвы находилась примерно в 10 км. В начале прошлого столетия здесь располагалась большая усадьба с конным заводом. В середине 30-х гг. было объявлено, что здесь создается стрелковый полигон для испытания оружия. Территория площадью около 2 км2 была огорожена колючей проволокой. По ночам сюда стали приезжать автозаки, были слышны выстрелы и крики.

   По официальным данным, расстрелы на полигоне происходили с конца 1935 г., и по свидетельским показаниям вплоть до конца 40-х — начала 50-х гг. здесь производились захоронения умерших и расстрелянных в московских тюрьмах. Общее количество захороненных неизвестно, но только в период с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г., по имеющимся документам, здесь было расстреляно и захоронено 20 762 человека. В отдельные дни расстреливали по 200, 300 человек. 28 февраля 1938 г. было расстреляно 562 человека.

   Основную часть расстрелянных составляют жители Москвы и Московской области, но вместе с ними пострадали жители других областей и бывших республик Советского Союза, а также граждане и выходцы из иностранных государств1.

   Среди расстрелянных преобладают простые крестьяне и рабочие. Подавляющее число пострадавших — беспартийные, имевшие низшее образование или вовсе неграмотные. Но наряду с ними немало ученых, деятелей искусства и культуры, бывших государственных и общественных деятелей, военных.

   Около тысячи убиенных были осуждены на смерть за принадлежность к Русской Православной Церкви. Это 7 архиереев, 500 священнослужителей, монахи и монахини, церковные старосты и активные миряне. 332 из них прославлены в лике святых.

   Возглавляет сонм Бутовских новомучеников сщмч. Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский. Следует отметить, что владыка Серафим не только старший по сану среди убиенных в Бутове священнослужителей, но и один из старших по возрасту из всех расстрелянных на этом месте. В 1937 г. ему было почти 82 года. Он уже не мог ходить, и при аресте, чтобы его доставить в тюрьму, была вызвана карета скорой медицинской помощи. Из дома его выносили на носилках.

   Большинство пострадавших в Бутове священнослужителей были простыми приходскими священниками, которые честно исполняли свой священнический долг и были верны Христу даже до смерти. Подавляющее большинство из них пережили гонения, аресты, тюрьмы и лагеря. Благодаря вере в Бога, они ясно понимали причины происходящих катастрофических событий. На вопрос следователей об их отношении к советской власти, а именно ответ на этот вопрос был главным, краеугольным во всем следственном процессе, многие из них отвечали, что советская власть послана русскому народу за грехи, в первую очередь за вероотступничество, но, как всякая земная власть, она является временной, и придет время, когда на Руси вновь будут открываться храмы.

   В середине 50-х гг. полигон был закрыт и внешнее ограждение было снято. Центральная часть полигона, где находилась основная часть захоронений, была огорожена глухим забором с колючей проволокой и вплоть до середины 90-х гг. находилась под строгой охраной органов. В 1993 г., после обнаружения в архиве КГБ документов о приведении в исполнение расстрелов в отношении более чем 20 тыс. человек и проведения Мингосбезопасности специального расследования, Бутовский полигон был признан местом массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий2. Вслед за этим была начата обработка архивно-следственных дел с целью составления кратких биографических справок о пострадавших. Полученные данные легли в основу изданной Правительством Москвы восьмитомной Книги памяти «Бутовский полигон»

   В ходе этой работы было выявлено, что в Бутове пострадало большое число священнослужителей Русской Православной Церкви, и Святейший Патриарх Алексий благословил строительство храма на этом месте.

   В мае 1994 г. на полигоне был установлен и освящен поклонный крест. В конце 1995 г. территория захоронения была передана Русской Православной Церкви и здесь был построен небольшой деревянный храм.

   Летом 1997 г. общиной храма с привлечением необходимых специалистов был произведен раскоп одного из погребальных рвов. Проведенные исследования однозначно подтвердили, что Бутово является местом массового захоронения репрессированных4.

   К настоящему времени из общего числа пострадавших в Бутове 332 убиенных прославлены в лике святых, что придало особое значение этому месту, названному Патриархом Алексеем «Русской голгофой», так как на канонической территории Русской Церкви больше не известно мест, где в мощах почивает такое количество святых.

   С 2000 г. в пасхальный период на полигоне под открытым небом совершается Патриаршее богослужение, на которое приглашаются духовенство и прихожане московских и подмосковных храмов. В богослужении принимают участие более 300 священнослужителей и около 3–4 тыс. молящихся.

   В 2001 г. Постановлением Правительства Московской области Бутовский полигон был объявлен памятником истории.

   В 2004–2007 гг. в центре бывшей спецзоны, к югу от территории захоронений, был возведен каменный двухэтажный храм в честь новомучеников и исповедников Российских.

   В течение многих лет родственники погибших на полигоне мечтали увековечить память пострадавших путем установления на территории захоронения мемориальных досок с именами всех убиенных на этом месте. Убитые без суда и следствия, без шанса на спасение и оправдание, эти люди были лишены права, закрепленного многовековыми традициями человеческого общества, — права на достойное погребение и память потомков. Чтобы вернуть имена оклеветанным и незаслуженно забытым, необходимо, говоря словами Анны Андреевны Ахматовой, «всех поименно назвать».

   Для того, чтобы люди различных убеждений, принадлежащие к разным религиозным традициям, могли воздать долг памяти своим родным и близким, вспомнить обо всех погибших, разработанным в начале 2000-х гг. ЦГЛП «Центрлеспроект» и получившим благословение Святейшего Патриарха Алексия II «Проектом благоустройства и озеленения на территории массовых захоронений памятника истории „Бутовский полигон“» было предложено в восточной части территории захоронений на участке, где отсутствуют погребальные рвы, создать «Сад памяти» с установкой памятных досок с именами всех пострадавших.

   При разработке концепции «Сада памяти» были учтены многовековые традиции увековечения имени, получившие глубокое развитие в отечественной мемориальной культуре. Корни этих традиций уходят в религиозную практику поминовения, т. е. воспоминания имени усопшего в молитве за посмертное спасение его души. От «титули», досок из римских катакомб II–III вв., сохранивших имена членов христианской общины до наших дней, на кладбищенских памятниках и в церковных синодиках ради молитвенного поминовения пишется имя христианина. Обозначение имен на памятниках, установленных на братских могилах, — это естественная попытка преодолеть обезличенность мест массовых захоронений.

   Однако символическое значение созданного мемориала не исчерпывается только поминовением усопших, поскольку это — еще и урок для живых, свидетельство о страшной трагедии, пережитой нашей страной в XX вв. Поэтому в основу идейно-художественного решения был положен принцип символического воспроизведения «расстрельных списков» Бутовской спецзоны НКВД 1937–1938 гг., предписаний о приведении в исполнение приговоров о высшей мере наказания и актов об их исполнении. На сегодня эти документы являются главным источником по истории массовых казней на полигоне.

   Созданный мемориал имеет образ раскрытого «расстрельного рва», спускаясь в который посетители оказываются на одном уровне с расстрелянными, тела которых находятся в погребальных рвах рядом. На стенах памятника, на гранитных плитах, высечены имена всех 20 762 человек, убиенных на полигоне в 1937–1938 гг., вне зависимости от их национальностей, вероисповеданий и политических мировоззрений и того, реабилитированы они или нет. Списки пострадавших сгруппированы по датам расстрелов, а внутри списка в алфавитном порядке по фамилиям. У каждого убиенного указаны его фамилия, имя и дата рождения. У священнослужителей и монашествующих обозначен сан. Общая длина памятника составляет 300 метров, при высоте 2 метра. На левой от входа стене размещены имена расстрелянных в 1937 г., на правой — имена расстрелянных в 1938 г. Таким образом, сформированы две хронологические прямые, задающие траекторию движения для посетителей в направлении к Колоколу Памяти — универсальному символу памяти и покаяния. С внешней стороны стены со списками жертв обвалованы грунтом. Это позволило разместить объект с минимальным вмешательством в ландшафтную среду полигона.

   На сооружение мемориала «Сад памяти» было получено благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Работы над созданием мемориала были инициированы общиной храма свв. новомучеников и исповедников Российских в Бутове. Концепция памятника разработана прот. Кириллом Каледой и директором Мемориального научно-просветительского центра «Бутово » И. В. Гарькавым. Проект подготовлен архитектором А. Н. Жернаковым. Финансирование работ обеспечено С. А. Васильевым, генеральным директором ГК «Видео-Интернешнл», внуком убиенного на полигоне В. А. Петрова, и пожертвованиями родственников пострадавших. Строительство осуществлено ООО «Хельга».

   На сегодня мемориал «Сад памяти» является крупнейшим в России памятником, установленным на месте захоронения пострадавших в годы массовых репрессий советского времени.

   Открытие мемориала состоялось 27 сентября 2017 г., в праздник Воздвижения Креста Господня. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла его освящение совершил митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

   Таким образом, в результате совместной деятельности Церкви и светского общества в Бутове создан уникальный церковно-общественный мемориальный комплекс памяти пострадавших в годы советской власти.

   Несколько лет назад, завершая Божественную литургию на Бутовских погребальных рвах, Патриарх Кирилл сказал: «Бутово является не только памятником прошлого — Бутово является местом, которое сегодня будит христианскую совесть, свидетельствуя о величии Божией истины, которую невозможно помрачить или разрушить даже тогда, когда многие стараются это сделать»

1. Бутовский полигон. 1937–1938 гг. Книга памяти жертв политических репрессий. Вып. 7. М.: Изд-во «Альзо», 2003. С. 304.
2. Бутовский полигон. 1937–1938 гг. Книга памяти жертв политических репрессий. М.: Институт экспериментальной социологии, 1997. С. 357–358.
3. Бутовский полигон. 1937–1938 гг. Книга памяти жертв политических репрессий. М.: Институт экспериментальной социологии, 1997; Кн. 2. М.: Изд-во ООО «Панорама», 1998; Вып. 3. М.: Изд-во «Альзо», 1999; Вып. 4. М.: Изд-во «Альзо», 2000; Вып. 5. М.: Изд-во «Альзо», 2001; Вып. 6. М.: Изд-во «Альзо», 2002; Вып. 7. М.: Изд-во «Альзо», 2003; Вып. 8. М.: Изд-во «Альзо», 2004.
4. Каледа К. свящ., Алексеев С. Н., Разумов А. Я., Головкова Л. А. Исследования последних лет на Бутовском полигоне // Бутовский полигон. 1937–1938 гг. Книга памяnи жертв политических репрессий. Вып. 3. С. 5–16.
5. Кирилл, патр. Московский. Проповедь в праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, на Бутовском полигоне // Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/3011026.html (дата обращения: 05.09.2016).